Купить подарок

История подарка на Руси

Любите ли Вы получать подарки? «Конечно, да!» – последует ответ, если это-лучший подарок. Подарки появились давным-давно, в дописьменной истории человечества. Подарком называют предмет, вещь или услугу, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие и пользу одариваемому.

На Руси в былые времена бытовало слово «гостинец», распространённое и по сей день во многих деревнях. Произошло оно от слова «гость», а это значит, что по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и хозяева готовы были гостя в этом доме одарить. Таким образом, подарок (он же гостинец) символизирует доброе отношение к человеку, которому что-то даришь. Каждый принесенный гостинец скрывал в себе тайный смысл, поэтому они преподносились только с чистыми намерениями и искренними пожеланиями. Такие вещи не только приносили радость хозяевам, но и зачастую выполняли роль оберегов и приносили удачу. В противном случае вещь могла служить причиной неприятностей и раздора в семье. Вещи, полученные от гостей, выставлялись на самом видном месте в доме – в красном углу избы и считались лучшим ее украшением. Кроме того, сами хозяева, получая ценные гостинцы, одаривали своих гостей ответными, не менее щедрыми подарками.

В многочисленных сказках и народных преданиях в толковании понятия «подарок» нет противостояния духовного и материального. Народ не мыслит его иначе, как в виде предмета с ярко обозначенным полезным назначением. «Дорогая» любовь находит выражение обязательно в «дорогом» подарке. Дорого не в денежном исчислении, а в своей материальной полезности. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар. Ведь все волшебные артефакты (кольцо, исполняющее желания, клубок, указывающий дорогу, скатерть-самобранка, волшебная свирель, меч-кладенец и т. д.) обретают чудесные свойства лишь в том случае, если их подарили по доброй воле. Они становятся наградой за сердечность, отзывчивость, трудолюбие. Одновременно подарок в народном сознании стоит выше товара. Он не покупается, его нельзя оценить ни деньгами, ни золотом. «Этому полотну, царь-батюшка, цены нет! Я тебе его в дар принесла!» Сочетание «пользы» и «любви» – характерная черта народного подарка.

С древнейших времен подарок неразрывно связан с обычаями, он входит в обряд наравне с песней, танцем, образцами декоративно-прикладного искусства.

Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл: бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота» «, «Чин чина почитай, а подарок не забывай». Оказывается, у русских была целая «праздничная неделя», на протяжении которой все желающие колядовали, а хозяева дома просто не имели права не дать колядующим хотя бы маленький презент. А самыми зажиточными считались те, кто не только имел большое хозяйство, но еще и охотно делился им с остальными.

К встрече весны, на «Сорок мучеников», готовили «жаворонки». «Затейливые старушки пекут их с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их по родным, в гостинцы детям». До сих пор жив обычай обмениваться на пасху крашеными яйцами. Так в сознании народа песня, пляска, «хитрые украсы», подарки были неразделимы в восприятии веселья, радости, праздника.

Еще более значительное место подарок занимал в некалендарных семейных торжествах. Человек родился – и знакомые, соседи, родные спешили с подарками. Родильнице посылали крупу, муку, кусок набивного ситца или полотна, рубашечку, чепчик для младенца.

Как только девочка научалась держать в руках иголку, она начинала готовиться к своей свадьбе: шить и вышивать подарки еще незнакомым жениху, свекру, свекрови. А уж когда наступало время сватовства, невесте приходили на помощь подруги — так много всего надо было заготовить. В некоторых местах на другой день после рукобитья жених посылал невесте свою рубашку и порты, чтобы она сшила ему такие же собственными руками. Подарки жениха были покупные и в первую очередь характеризовали его щедрость: ларчики с лентами, иголками, нитками, башмаки, серьги, пряжки, румяна, белила и другие женские радости.

Родители и близкие одаривали молодых посудой, полотном, зерновым хлебом, скотом, птицей. Друзья дарили мелкие вещи: ленточки, нитки, платки. Известны приговоры свата: «Чарочку выпивай, молодых одаряй, рублем аль полтиною, либо золотою гривною, а коли твоя честь, так рублевиков шесть, а чушку за ушко, коровку за головку». Все участники свадьбы тоже получали подарки из рукоделья невесты, сладости, деньги.

Когда в связи с подарками заходит речь о государстве, то уже труднее разобраться, где дар, а где дань, где подарок, а где «кормление» или взятка, где искреннее подношение, а где вымогательство. Издревле существовала целая система правил и традиций по одариванию. Чересчур щедрые дары воспринимались как оскорбление, а отказ подарить в ситуации, когда этого требует обычай, оборачивался войной, поэтому послы, прибывавшие из других стран, тщательно готовились к поездке и подбирали подходящие гостинцы. Ответная благодарность тоже порой облекается в неожиданные формы. Летопись сообщает, как в 1474 году великий князь взъярился на псковских послов «и их на очи пускати к себе не велел» – только из-за того, что подарки их оказались «легкими».

Дары иностранным правителям и их послам служили чутким барометром дипломатических отношений. Такой дар назывался в России «поминком». Поминками могли служить кони, оружие, золото, серебро, дорогая ткань, соболя. Подношение их происходило строго по ритуалу, который каждый раз во всех деталях записывался в наказе послам: сначала передать от великого князя поклон, потом, «мало посидев, поминки явити и молвити…». А уж после того подать верительные грамоты.

В XVII веке мировые монаршие сокровищницы формировались в основном за счет произведений искусства, привезенных иностранными дипломатами. Всевозможные серебряные и позолоченные кубки, которые было принято дарить на свадьбу, рукомойные гарнитуры невероятных размеров, блюда с изображением сцен из жизни государей, дорогие ткани – такие дарственные посылки служили символами величия и могущества монарха и несли с собой печать его эрудиции, личного вкуса и художественных предпочтений. Само по себе «явление» даров описывается как очень эффектный эпизод торжественного приема иноземных послов. Их движение на аудиенцию начиналось задолго до назначенного времени от ворот того двора, где они останавливались. До поднесения царю все подарки подвергались тщательному контролю, чтобы включение какой-либо незначительной вещи не нанесло ущерба «чести государя».

Государи строго следили за тем, чтобы их подчиненные ни с кем не сносились помимо их, государевой, воли и никаких «поминков» со стороны не принимали. Верных слуг они дарили сами, и в этих случаях трудно было провести грань между подарком и наградой. В древней Руси не было системы орденов, и жалованные правителем шубы со своего плеча, золотые чаши, серебряные кубки и прочее выполняли наградные функции.

В дошедших до нас описаниях таких предметов основной упор всегда делался на то, сколько пошло на их изготовление драгоценных металлов, камней, дорогих мехов. Никогда не забывали упомянуть о весе предмета, но почти нигде не встречается слов о «хитрой» работе мастера. Начиная с Ивана III, и до начала XVIII века великие князья и цари чеканили специальные «золотые», которыми жаловали за участие в военных походах, а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Таким образом, «золотые» были одновременно и государевой наградой, и его подарком, и памятью о крупнейших событиях в стране .

Случалось, что дарители преследовали необычные цели. Византийцы, например, замыслили таким способом вызнать характер Святослава. Сперва положили перед ним золото и драгоценные ткани. Даже не взглянув на дары, он приказал убрать их. Тогда перед ним положили оружие. «Он же, приим, нача хвалити и любити и целовати царя… И сказали бояре: «Лют се муж хочет быти, яко именья не брежеть, а оружие емлет».

Государи, стремившиеся склонить к союзу своих соседей в трудных ситуациях, одаривали их самыми диковинными и невиданными предметами. Так в Москве впервые увидели слона, подаренного персидским шахом Ивану Грозному, надеявшимся вовлечь Россию в войну с Османской империей. Иногда подарки стоили целой жизни, не говоря о карьере и личном счастье. Самым неприятным было, когда представитель власти не принимал подносимого ему дара. Известная поговорка «Остаться с носом» рассказывает нам именно о такой ситуации.

Восемнадцатый век принес многочисленные изменения в русскую жизнь. Сломав старые государственные институты, Петр I нарушил и прежнюю систему царских подарков.

Знаки его благоволения и подарки сыпались на людей, которых с ним сталкивала судьба, не менее щедро, чем палочные удары и другие знаки его гнева. Золотая медаль, выбитая в честь победы, серебряный рубль для многочисленных царских крестников из простого звания, табакерки — эти предметы не имели такой утилитарной ценности, как, например, шуба с царского плеча, но ценность подарка как знака расположения была неимоверно велика.

Изменения в частном быту привели к возникновению новых ситуаций. Стремление выразить в подарке свое доброе отношение к другому человеку осталось, но теперь оно уже не было так строго регламентировано и допускало, выражаясь современным языком, творческий подход. «Страсть любовная, — писал князь М. М. Щербатов, — до того почти в грубых нравах не знаемая, начала чувствительными сердцами овладевать». От кавалера теперь требовалось галантное обхождение с дамой, умение ухаживать и говорить комплименты. И обязательно дарить подарки. В рукописной «Истории о Александре, российском дворянине» изображается идеальная картина взаимоотношений возлюбленных: герой дарит избраннице «столп верности» – кольцо, данное ему родителями. Возлюбленная одаряет его «знаком любви» — «злата шнура узел», разъясняя символический смысл этого подарка: «Едина мя смерть развяжет».

Подарок в быту постепенно теряет тесную связь с обрядом. Предметом дарения становится все – от деревни в несколько тысяч душ крестьян до локона волос. Наиболее распространенными подарками были предметы женского рукоделия, кольца и перстни, миниатюрные портреты, которые можно было носить как медальон.

Николаю II частенько члены семьи дарили портсигары из золота, платины, украшенные драгоценными камнями, а также оружие, сервизы. Сейчас такие презенты стали национальным достоянием и хранятся в музеях, частных коллекциях. Наряду с такими роскошными подношениями, королям приходилось принимать и более скромные дары. Например, в записках об экспедиции известного путешественника Васко да Гамы найдены записи о таком: «Во вторник командор приготовил подарки для царя: 12 кусков полосатой бумажной ткани, 4 накидки скарлатного сукна, 6 шляп, 4 нити кораллов, ящик с 6 металлическими котлами, ящик сахара, 2 бочонка с оливковым маслом и 2 бочонка меда».

Среди подарков, выполненных по заказу довольно часто встречаются упоминания о самодельных. Русская принцесса Софья подарила своему фавориту князю Голицину шитые Образ Богоматери, Плащаницу и воздух (покров для сосудов с Причастием). Видимо, это лишний раз подтверждает, как теплое отношение к князю, так и набожность царской особы.

Со временем традиции смягчались, приобретали все больше сентиментальности. В пору XIX века, называемого «веком чувства», было модно дарить утонченные безделушки, намекающие на определенное отношение к дарящему. Значение подарка читалось «между строк». Предметом большого увлечения того времени являлись брелоки. Их трепетно собирали годами, подбирали «по вкусу». Сохранились подаренные трагедийному актеру Ивану Андреевичу Шувалову брелок в виде скрипки – дань музыке, а также веер с биноклем – возможно, подарок тайной поклонницы, намекающей на ложу, из которой за ним пристально наблюдают.

С подарками связана масса интереснейших историй и анекдотов – многих писателей и поэтов вдохновляла эта тема.

Выбирая оригинальные подарки близким, помните, что все-таки не зря наши предки так тщательно их выбирали: вместе с вещью они дарили память о себе, которая пережила века и подчас рассказывает нам больше, чем может показаться на первый взгляд.

Порадуйте своих близких и любимых людей, приобретая для них подарки в интернет-магазине подарков AS-mag!

 Тел. +7 (812) 313-28-30

 Email: info@as-mag.ru